О работе секции «Проблема качества дошкольного образования: содержание, критерии измерения, инструменты» работников ДОО

12 марта 2019 г. на базе ИРО и ПК организована работа секции «Проблема качества дошкольного образования: содержание, критерии измерения, инструменты» работников ДОО. В работе секции приняли участие более 120 педагогов, руководителей ДОО, управленцев МУО. Модератор секции – Михалева Ольга Иннокентьевна, зам. директора по УМР ИРО и ПК, к.п.н., доцент.

В своем выступлении она отметила, что в последние годы значимость оценки качества в дошкольном образовании существенно возрастает. Это связано с процессом стандартизации  дошкольного образования, развитием доступности и вариативности образовательных услуг. Содержательное наполнение категории качества в значительной степени зависит от целеполагания системы дошкольного образования, поэтому оно изменяется.

В мировой практике существуют  методы и процедуры оценивания образовательной среды и оценивания детских результатов. В течение последних двух десятилетий за рубежом проводятся  лонгитюдные (длительные) исследования («Хайскоуп Перри» в США, 17 лет идет масштабное исследование в Великобритании EPPSE (читать – И Пи Пи И), Эффективное дошкольное, начальное образование — ЭДНО), исследование «Pädagogischer Qualität-informations-systeme” (Вольфганга Титце) в Германии).

Эти исследования показывают, что качество дошкольного образования зависит от соотношения детей и взрослых, подготовленности персонала, длительности пребывания ребенка в дошкольном учреждении и объема финансирования. Более значимыми являются опосредствующие факторы- компетентность педагога, умение организовывать работу в малой группе и образовательную среду.

У нас в стране интерес к оценке качества образования, научные и практические поиски эффективного статистического инструментария и статистических технологий были начаты с  2000 гг.

В республике первые шаги по данному направлению на региональном уровне были сделаны в ходе проведения масштабного исследования, инициированного Всемирным банком и Бюро ЮНЕСКО в г. Москва в 2010 г. «Региональный обзор политики в области качества воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМ) в РС (Я)» в числе 6 регионов страны.

В ходе реализации этих работ были выявлены проблемы, которые касались обеспечения доступности ДО, слабой нормативной и МТБ ДОО. Результаты работы стали аналитическим материалом для разработки Программы развития системы дошкольного образования РС (Я) на 2011 -2016 гг. и для принятия программы мероприятий по совершенствованию и развитию дошкольного образования. Их реализация, соответственно, привела к положительным результатам.

В дальнейшем благодаря сотрудничеству со Всемирным банком были сделаны эффективные  шаги по внедрению инструментов оценки качества, а также по участию региона во всероссийских и международных исследованиях.

 В 2011-2012 г. г. был апробирован Пилотный проект Всемирного банка и РС (Я) «Развитие системы оценки качества дошкольного образования», направленный на изучение психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ  по методике  Е.Г. Юдиной и на оценку  образовательной среды детского сада по методике ECD QUAT,  «Паутинка» Нико Ван Оуденховена. Была проведена тщательная работа по ознакомлению и обучению методикам участников исследования. Апробация показала эффективность инструментария оценки качества услуг дошкольного образования и достоверность, выявленных факторов по наиболее показательным шести характеристикам на слайде представлен профиль качества. В этом исследовании приняли участие ДОО из 11 улусов.

По результатам исследования западали критерии оценки условий по обеспечению безопасности, взаимосвязи с партнерами, взаимодействию с детьми и родителями. Это стало толчком для проведения целенаправленной работы по созданию условий для безопасности в ДОО. Был разработан и включен в национальную инициативу 2030 «Образование, открытое Будущему» проект «Детский сад без границ».

С 2016 г. республика вошла в число пилотных  регионов  по реализации федерального проекта НИКДО по апробации методики адаптированной версии Шкалы рейтинговой оценки среды развития детей раннего возраста (ECERS) в ДОО. Исследование было организовано по поручению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки под руководством Московского городского пед.университета.

У нас приняли участие ДОО из 8 муниципальных районов, а также 2 ГО. Экспертами работали сертифицированные наши специалисты, прошедшие обучение на базе МГПУ.

ECERS фиксирует три стороны образовательной среды: пространство (организация среды и реализацию образовательных программ), люди (взаимодействие педагога с детьми и родителями), время (организация дня). По результатам исследования были определены благополучные и неблагополучные зоны.

В целом, в 1 год была получена оценка 2.4, 2 год – 4.0, что показала позитивную динамику, за счет информированности и заинтересованности методикой со стороны педагогов и проведению цикла семинаров ИРО и ПК.

Наиболее благополучными являются характеристики, связанные с обеспечением безопасности, дисциплиной и оснащенностью мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей.

Неблагополучными зонами являются:

— Преобладание фронтальных форм работы с детьми, вербального обучения;

— Предметная среда является недостаточно насыщенной для обеспечения поддержки инициативы и возможности совершать выбор детьми;

— В течение дня у детей недостаточно условий для развития разнообразных двигательных навыков;

— Недостаточно созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья;

— Минимальный уровень условий для удовлетворения личных и профессиональных потребностей персонала и другие.

Детским садам важно обеспечить вариативность образовательных программ, разрабатывать свою индивидуальную образовательную программу, с учетом разнообразных потребностей и возможностей детей, выбор образовательных технологий, изменение структуры и принципов построения развивающей среды.

Наряду с  этой апробацией в республике идет обучение 46 экспертов из 36 районов для использования методики, разработанной группой, возглавляемой Юдиной Еленой Георгиевной, профессором, к.п.н., заведующей кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук по независимой оценке качества дошкольного образования. Инструмент направлен на изучение психолого-педагогических условий (взаимодействие взрослых с детьми, направления развития детей в 5 образовательных областях), кадрового обеспечения, предметно-пространственной среды, управления ДОО, вовлечения семьи.

С 2017 года  ДОО принимают участие в НОКОУ. Результаты находятся на сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru.

В 2017 году   независимой оценке  качества образовательных услуг подверглись 100% муниципальных   дошкольных  образовательных учреждений.  Оценка проводилась по 5 критериям: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций. Дошкольные образовательные организации республики  получили по данным критериям оценки от «отлично» до «ниже среднего». Типичные недостатки: отсутствует возможность ознакомления со сведениями о ходе рассмотрения обращений, поступивших в организацию от заинтересованных граждан на сайте образовательного учреждения; недостаточность возможности внесения предложений on-line; ограниченность условий организации воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

С 2018 г.  принимаем участие в международном проекте «Европейский знак качества дошкольного образования» МГПУ по методике Вольфганга Титце.  Первый шаг проекта — это исследование представлений родителей, педагогов, администрации ДОО, учредителей и студентов (будущих педагогов) о том, что такое качественное дошкольное образование. В них приняли участие родители, педагоги, руководители ДОО Горного, Нюрбинского, Сунтарского, Намского, Мегино-Кангаласского улусов, г. Якутска, а также студенты ПИ СВФУ.

Институтом развития образования и повышения квалификации регулируется деятельность в данном направлении работы, разработаны образовательные программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки воспитателей и других специалистов по проблеме оценки качества образования.

Таким образом, в течение ряда лет идет работа по формированию региональной системы оценки качества дошкольного образования, апробация инструментов, осуществление процедуры мониторинга, повышение профессионального уровня работников системы дошкольного образования, подготовка сертифицированных экспертов.

Во время работы секции представлены очень интересные и содержательные  выступления Колосовой Еленой Николаевной, эксперта по ДО об особенностях надзора и контроля, оценки качества ДОО, Павловой Татьяны Сергеевны, зам. исполнительного директора АН-ДОО  «Алмазик», г. Мирный, об особенностях оценки качества ДО на уровне муниципального района и развитии рефлексивной культуры педагогов, Комаровой Марианны  Михайловны, специалиста  дош.и нач. отдела  МКУ УО Верхневилюйск улуса об использовании Шкалы ЕСЕРS для оценки ППРС ДОО и перспективах дальнейшей работы, Оконешниковой Маргариты Прокопьевны, гл. специалиста дошкольного отдела МКУ УО Чурапчинского улуса об особенностях бенчмаркинга дошкольного образования, Анисимовой  Галины  Петровны, зам. руководителя МБДОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа- детский сад №3» г. Нерюнгри об оценке качества на уровне ДОО, об организации коворкинг-центра и его влиянии на развитие детей дошкольного возраста. Кротова Айталина Владимировна, заместитель заведующего по организационно-воспитательной работе МБДОУ «Туллукчаан» ГО «Город Якутск» рассказала о методологии и инструментах оценки качества ДО, вызвала интерес всей аудитории, ответила на многочисленные их вопросы.

В работе секции были обсуждены актуальные вопросы и были выделены существующие проблемы:

—  Не определена и нормативно не утверждена система региональных показателей и методика оценки качества образования; 

— Недостаточно внедрены в ДОО процедуры самообследования (используют только инновационные ДОО);

— Не повсеместно используются механизмы муниципального и сетевого межмуниципального взаимодействия для развития систем оценки качества образования (хорошо налажена работа в Верхневилюйском, Чурапчинском, Мирнинском улусах);

— Не созданы структуры, выполняющие функцию оценки качества образования на уровне муниципалитетов и служб внутреннего аудита образовательных организаций.

Для решения проблем участники предложили для дальнейшего развития региональной системы оценки качества дошкольного образования:

— нормативно оформить региональную систему оценки качества дошкольного образования;

— разработать и обеспечить единую систему автоматизированной базы для проведения процедуры региональной оценки качества дошкольного  образования с подключением всех ДОО;

— создать банк валидных инструментов и надежных оценочных процедур;

— совершенствовать систему подготовки и работы экспертов оценки качества образования;

— продолжить информационно-разъяснительную работу в образовательных организациях о целях и задачах проведения оценочных процедур, значимости участия в проводимых федеральных и международных исследованиях.

РЕЗОЛЮЦИЯ

участников секции «Проблема качества дошкольного образования: содержание, критерии измерения, инструменты»

          94 участников секции «Проблема качества дошкольного образования: содержание, критерии измерения, инструменты» и  13 выступивших, обсудив ключевые направления по формированию региональной системы оценки качества дошкольного образования рассмотрели, следующие вопросы:

— инструменты оценки качества дошкольного образования;

— оценка качества дошкольного образования на муниципальном уровне;

— бенчмаркинг в ДО;

— качество развивающей предметно-пространственной среды ДОО как условие реализации образовательной программы и реализация ФГОС ДО;

— о проблемах подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для повышения качества;

— независимая оценка качества дошкольного образования;

— научно-методическое сопровождение процедуры оценки качества дошкольного образования и другие.

          Отмечена значимость работы по ликвидации очерёдности в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте до 3 лет, развитию негосударственного сектора в сфере дошкольного образования для обеспечения качества дошкольного образования. Следует отметить положительный опыт участия региона в пилотных федеральных и международных проектах по оценке качества дошкольного образования, направленных на совершенствование содержания и технологий работы с детьми.

В целях дальнейшего последовательного совершенствования и формирования региональной системы оценки качества дошкольного образования участники секции рекомендуют:

Министерству образования и науки РС (Я):

—  продолжить эффективную практику по обеспечению участия в федеральных и международных проектах по оценке качества дошкольного образования;

— обеспечить нормативное оформление положений о региональной системе оценки качества дошкольного образования;

— разработать, утвердить и обеспечить реализацию Комплекса мер, направленных на совершенствование системы оценки качества дошкольного образования.

Министерству образования и науки РС (Я) совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:

— продолжить планомерную и последовательную работу по ликвидации очерёдности в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения доступности и качества  дошкольного образования;

— содействовать развитию независимой оценки качества дошкольного образования;

— продолжить работу по организации универсальной безбарьерной среды в ДОО;

— продолжить информационно-разъяснительную работу в образовательных организациях о целях и задачах проведения оценочных процедур, значимости участия в проводимых исследованиях.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:

— продолжить оснащение дошкольных образовательных организаций игровыми и развивающими материалами, учебно-методическими комплектами к образовательным программам дошкольного образования;

— разработать и обеспечить реализацию «дорожных карт» по повышению качества дошкольного образования в улусах, формирования профиля качества ДОО.

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *